Меры времени в UX

Меры времени в UX

Перевод статьи Powers of 10: Time Scales in User Experience.

О чем речь: периоды от 0,1 секунды до 100 лет. В дизайне пользовательского интерфейса много различных сроков, и каждый имеет свое отношение к юзабилити. Что за отношение они имеют, узнаем сегодня от Якоба Нильсена.

В области проектирования пользовательского интерфейса есть своя вариация на тему Могучих десяток (Powers of Ten).

Powers of Ten — документальный короткометражный фильм, снятый Рей Имз и ее мужем Чарльзом Имзом, рассказывающий о вселенной в мерах, кратных десяти.

Рей Имз (1912–1988) и Чарльз Имз (1907–1978) – американские дизайнеры, поженившиеся в 1941 году. Они внесли значительный вклад во многие области визуальной культуры: индустриальный дизайн, дизайн мебели, графический дизайн, кино и архитектуру.

Тут, правда, не так уж много вещей, которые в десять раз больше или десять раз меньше по размеру, все-таки большая часть пользовательских интерфейсов варьируется в примерно одинаковых физических масштабах, потому что они должны соответствовать размерам человеческого тела. Например, клавиатура Блэкбери по размеру составляет около одной пятой от клавиатуры компьютера (хотя лично я, Саша Кириллов, в этом не убежден, но перевожу так, как написано у Нильсена), поэтому тут не получится воспользоваться кратностью десяти. И, за исключением wall-sized displays (не знаю, как по-русски, но это мониторы размером, например, 2600×2176 mm) ничто не будет в десять раз больше, чем привычный PC-шный интерфейс.

Но в отношении «четвертого измерения» — времени — мы найдем много значащих периодов, кратных десяти.

0,1 секунды

Многие явления психологии восприятия происходят в этом временном масштабе.

Команда исследователей под руководством доктора Гитте Лингарда (Dr. Gitte Lindgaard) обнаружила, что люди способны в общих чертах решить, насколько им нравится страница, посмотрев на нее всего 50 миллисекунд, то есть одну двадцатую секунды.

В исследовании Лиргарда подопытным демонстрировались скриншоты в течение 0,05 с, после чего они смогли отметить болеее и менее привлекательные страницы.

Конечно, важно понимать, что в обычной жизни люди не смотрят страницы с такой скоростью. Во-первых, страница появляется не мгновенно, а рендерится в течение по крайней мере секунды, если нам повезет. Во-вторых, люди рассматривают страницу несколько секунд, прежде чем принять решение насчет нее. Но исследование показывает, как быстро люди способны в случае нужды составить мнение о визуальном объекте.

0,1 секунды — это время отклика, нужное для того чтобы пользователь чувствовал немедленную реакцию системы (Response Times: The Three Important Limits). Если выпадающее меню в ответ на клик раскрывается за 0,1 секунды, то пользователь воспринимает реакцию как мгновенную и ощущает, что это результат непосредственно его действий. Если меню раскрывается дольше 0,1 секунды, то для пользователя это ощущается как «копьютер что-то делает, чтобы меню открывалось».

Таким образом, чтобы поддерживать илюзию непосредственного управления объектами на странице, интерфейс должен отвечать не медленее, чем за 0,1 секунды.

В исследованиях с помощью айтрекинга (отслеживания траекторий движения глаз) большинство остановок глаз длились менее 0,1 секунды. Люди, впервые наблюдающие айтрекинг, удивляются, насколько бысто человеческий глаз движется по веб-странице. Пользователи осматривают фрагменты страниц очень быстро, что является серьезной причиной делать страницы более визуально четкими, не замусоривать.

1 секунда

Когда компьютер отвечает на действие пользователя за время от 0,1 до 1 секунды, пользователь чувствует, что копьютер реагирует на его действия. Несмотря на то, что он ощущает некоторую задержку, он остается сосредоточенным на текущем действии.

Это означает, что при ответе в пределах секунды, пользователи сохраняют чувство контроля, даже при том, что они ощущают процесс как двухступенчатый — пользователь-копьютер, копьютер-меню. Когда ответ происходит за 0,1 секунды, он чувствует, что управляет процессом непосредственно сам.

10 секунд

Десять секунд — это среднее время сохранения внимания. Через десять секунд ожидания ум пользователя начинает блуждать и перестает удерживать информацию о процессе в краткосрочной памяти, поток взаимодействия оказывается разорван. Пользователю придется восстанавливать его после загрузки страницы.

Также 10 секунд является средним временем, за которое пользователь решает, нравится ему эта страница или он хочет с нее уйти.

Средняя продолжительность нахождения на странице — 30 секунд. Но чем опытнее пользователь, тем больше сокращается время, за которое он оценивает страницу. Люди в интернете вообще довольно нетерпеливы. Так что постарайтесь сразу угодить им, в первые же секунды их пребывания на странице.

Минута

Пользователь должен иметь возможность выполнить простую задачу примерно за минуту. Неуклюжие сайты, требующие больше минуты на выполнение простых задач, просто будут заброшены (если им найдется альтернатива — прим. Временно.нет).

Ролики для интернета тоже стоит делать продолжительностью не больше 1-2 минут, потому что пользователи не желают просто сидеть и пассивно смотреть что-то, когда они находятся в активном состоянии веб-серфинга.

Среднее время нахождения человека на сайте — 2-4 минуты.

10 минут

10 минут — это действительно длинный сеанс работы с сайтом. Однажды мы проводили исследование посетителей одного В2В-сайта. Какое самое длинное пребывание на сайте? Правильно, 7 минут.

Час

Большинство юзабилити-исследований длятся от часа до двух, потому что сложно подвигнуть пользователей согласиться на более продолжительные тесты. За исключением тестирования с детьми, для которых час — это максимум, стандартная тест-сессия длится 90 минут. После часа-двух люди просто-напросто устают.

Большую часть веб-задач люди решают меньше чем за час. В одном из исследований интернет-магазина половина покупок была совершена меньше чем за 28 минут с того момента, как люди приходили на сайт. Другая половина, конечно, справилась за более долгие промежутки времени. Нередко, за несколько визитов в разные дни.

День

День — это то время, за которое служба поддержки сайта должна обработать запрос пользователя. Не путайте с уведомлениями о совершении покупки или какого-то другого действия. Эти уведомления должны достигать его ящика за минуту, чтобы он не начал беспокоиться, все ли он правильно сделал.

Разница здесь в том, что имея дело со службой поддержки, пользователь принимает во внимание необходимость вмешательства человека, поэтому они не думают, что что-нибудь сделали неправильно, если поддержка не отзывается уже целую минуту. Более оперативная поддержка, бесспорно, привествуется.

Многие пользователи проверяют свои любимые сайты ежедневно (monitoring). Так что если ваш контент меняется достаточно часто, возможно, будет неплохой идеей сделать ежедневную новостную рассылку. Только не надо слать каждый день письма, если обновления контента вы высасываете из пальца. Вряд ли людям понравится, что вы попусту тратите их время.

Неделя

Иные привычки привязаны к неделе (или месяцу, или году — в зависимости от сезона, праздников или прихода счетов и квитанций). При исследовании использования людьми социальных сетей выяснилось, что Фейсбук (читай, Вконтакте — прим. Временно.нет) и Твиттер (читай, Твиттер) — ежедневные привычки. А вот Майспейс и ЛинкедИн — еженедельные.

Задачи, которые требуют тщательного, обширного изучения материала или серьезных решений, зачастую растягиваются на неделю и более. В это время пользователи постепенно продвигаются в осмыслении своей задачи. Отдельные заходы на целевой сайт могут длиться считанные минуты, но общее время выполнения задачи гораздо больше. Это означает, что сайт должен уметь запоминать, что сделал пользователь в свое прошлое посещение.

Еженедельные и ежемесячные привычки не очень-то поисследуешь в лаборатории, для их исследования применяются полевые методы.

Месяц

Бизнес-задачи нередко занимают больше времени, чем индивидуальные, потому что нужно привлечь на одну страницу не одного человека, а несколько разных людей (и обычно по многу раз). Для B2B-сайтов и сайтов для совместной работы нормально, когда между инициацией процесса и его завершением проходит месяц и более.

Год

За год использования сложного сайта люди становятся его опытными пользователями, которые знают, как он устроен и работает. Накопление подобного опыта занимает много времени, потому что люди взаимодействуют с сайтами очень поверхностно, их визиты очень коротки и большинство из них не тратят времени и сил, чтобы сесть и разобраться, как там работает очередной клевый функционал.

Не смотря на поверхностность работы с сайтом, люди постепенно приобретают опыт. Вот почему для «Амазона» нормально иметь более загроможденные функционалом страницы, чем стоит иметь другим интернет-магазинам. Большинство пользователей «Амазона» пользуются им на протяжении нескольких лет и достаточно изучили его, чтобы пользоваться его бесчисленными функциями.

В организациях изменения происходят тоже не слишком-то быстро. Типичный срок перехода организации на новую ступень юзабилити-взросления (Corporate Usability Maturity: Stages 1-4) — 2-3 года.

10 лет

Почти десятилетие может занять у человека глубокое и всестороннее освоение сложной системы наподобие Unix. Обучение продолжается в течение многих лет после получения стартовых навыков и начала работы с системой, в это время пользователь постепенно накапливает опыт. (Да что там Unix, найдется немало людей, которые за 10 лет использования Ворда и Экселя знают едва половину их функций — прим. Временно.нет.)

Иноформация нередко живет десятилетиями, гораздо дольше чем способы взаимодействия с ней (кино, например — прим. Временно.нет). Это означает, что пользователям могут потребоваться инструменты миграции с одного способа взаимодействия на другой. Например, фотосервисы (в сочетании со сканерами) дают возможность людям загрузить их старые фотографии.

100 лет

Тогда как изменения в организациях занимают годы, социальные изменения происходят на протяжении десятилетий, иногда даже на протяжении срока, близкого к столетию. Вот почему мы не замечаем многих социальных аспектов использования компьютерных систем (computing). Например, вполне возможно, что инструменты совместной работы приведут к оттоку жителей из крупных городов. Также возможно, что нынешний поверхностный и точечный способ взаимодействия с информацией негативно скажется на образовании, потому что люди станут менее способны к системному изучению обширных областей знания.

В UX пока нету столетних эффектов, потому что пока просто нет людей, использовавших компьютеры на протяжении всей свой жизни (сбитых машинами подростков не считаем — прим. Временно.нет). Но со временем и это наступит. Мы уже 20 лет живем в мире, где существуют люди, использующие копьютеры с самого детства. И мы, несомненно, видим все большее влияние использования интернета и других способов компьютинга на жителей городов.

Объединив эти два тренда, мы получим представление о человеке, использующем компьютер всю свою жизнь (100 лет, если он должгожитель). Что это за человек? Каков он? Обсудим это лет через 80...

 

Тех, кто был достаточно терпелив, чтобы дочитать, или достаточно сообразителен, чтобы промотать в конец статьи, вознаградит Элизабетта Каналис.

Расскажите друзьям

Оцените статью:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии — 10

Nergal
Безумно интересно, спасибо!

Было бы засмечательно, если бы Вы указали в переводе ссылки из оригинальной статьи.
#
Nergal
саша кириллов
Укажу непременно. Просто сегодня уже устал и отказался от этого занятия.
Trinya
Хорошая идея статьи, понравилось, только "Копьютер" в большом количестве раздражает))
#
Trinya  
саша кириллов
Ну "компьютер" подредактируем. Просто она такая длинная, что серьезно меня подзапарила. Сначала я даже сходил в википедию и посмотрел, что такое Powers of Ten, а под конец уже не хватило сил даже на то, чтобы проставить ссылки, которые есть у него в оригинале. Подвернется часик-другой свободного времени, и я приведу статью в порядок.
Kykyryzo
интересно и полезно, но очень многобукф)
romul
Интересно было почитать перед сном :)
Разработчик
Статья действительно стоящая.
Прикинул на себя. Ответ от сервера больше чем за секунду, меня уже раздражает, и я подсознательно не считаю такие сайты качественными. Равно как и ответы тех-поддержки.
Секрет
Да, для сайта чем быстрее отклик, тем лучше
Алексей
Да, интернет рассеивает внимание, всё труднее сосредоточится на чем то в течение пары часов или целого дня. Все спешат и серфят как попало)
#
Алексей
Vovich
Элизабетта Каналис вознаградила ))) за статью спасибо, очень интересно!!!

Новый комментарий

как выглядит какой тег
жирный текст <b>жирный текст</b>
курсивный тект <i>курсивный тект</i>
зачеркнутый текст <s>зачеркнутый текст</s>
подчеркнутый текст <u>подчеркнутый текст</u>
ссылка <a href="адрес">ссылка</a>
function foo() { ... }
<pre><code>function foo() { ... } </code></pre>
разрешенные теги или посмотреть как будет выглядеть
как выглядит какой тег
жирный текст <b>жирный текст</b>
курсивный тект <i>курсивный тект</i>
зачеркнутый текст <s>зачеркнутый текст</s>
подчеркнутый текст <u>подчеркнутый текст</u>
ссылка <a href="адрес">ссылка</a>
function foo() { ... }
<pre><code>function foo() { ... } </code></pre>
разрешенные теги или посмотреть как будет выглядеть

metin2 pvp metin2 pvp serverler pvp serverler